Программа подготовки по обществознанию для учеников базового уровня
Автор: Кофанова А.С.Продолжительность курса:
20 занятий продолжительностью 120 минут (40 часов)Нагрузка:
3 академических часа в неделю.Дидактические цели курса:
Построение теоретической базы, на основании которой учащийся сможет быстро и грамотно справляться с заданиями тестовой части экзамена, а также усвоить практические навыки построения структурированного, развёрнутого ответа на задания второй части ЕГЭ.
Методические задачи курса:
- Системная подача материала в чётком соответствии со спецификацией экзамена облегчает усвоение теоретической части. Среди эффектов — компетентность учащихся в заданиях на составление плана доклада по определенной теме.
- Максимально конкретно излагать темы, постоянно привлекая общественную практику и исторический контекст в объяснение, оказывая учащимся помощь в поиске примеров, подтверждающих теоретическую аргументацию. Такое умение необходимо в решении заданий с развёрнутым ответом и при написании эссе.
- Прояснить учащимся методику работы сКИМ, выработать умение правильно читать текст задания, понимать вопросы, чётко и грамотно формулировать ответ.
- Передать учащимся навыки классического анализа и контекст-анализа документов, в том числе табличной, графической информации, схем и неадаптированных текстов, необходимых для успешного решения тестов и заданий.
- Определить проблемы каждой темы курса, обеспечить лучшее запоминание материала и выработать критический взгляд на социальную реальность. Умение видеть научную проблему в фактах общественной жизни необходимо для успешного написания эссе.
- Мотивировать учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой для расширения кругозора (в т.ч. научной, художественной и публицистической).
Ориентировочная структура занятия:
Вид деятельности |
Проверка письменного домашнего задания |
Контроль предыдущей темы (в форме кратких и развёрнутых заданий ЕГЭ) |
Разбор новой темы (теоретический материал и его практика в заданиях 1 части ЕГЭ) |
Консультативная часть занятия |
Примерный тематический план занятий:
Занятие 1.
Структура КИМ ЕГЭ-2015 по обществознанию. Системный подход к исследованию общества: его определение, системные свойства, внутренняя структура и функции, элементы и подсистемы. Понятие социального института, его признаки. Механизм институционализации. Основные институты общества. Закономерности социальных изменений: прогресс и регресс, эволюция и революция, развитие и стагнация. Неоднозначность прогресса, его критерии. Типология обществ: традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества, их признаки и характерные черты. Современных общества: угрозы общественному развитию в 21 веке, глобальные проблемы современности.
Занятие 2.
Подходы к сущности человека: понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальное существо: антропосоциогенез, его биологические и социокультурные факторы. Сравнение инстинктивного поведения животных и деятельности человека, основанной на мышлении. Структура человеческой деятельности. Универсальные виды деятельности: игра, обучение, труд, общение. Мотивы деятельности; виды мотивов: потребности, интересы. Иерархия человеческих потребностей. Мировоззрение человека, этапы его формирования. Компоненты мировоззрения, его виды и формы.
Занятие 3.
Познавательная деятельность человека. Чувственный и рациональный уровни познания, их ступени. Виды знаний: обыденное, теоретическое. Критерии истинности знания. Свойства истины. Абсолютная и относительная истины; ложь и заблуждение. Различные понимания свободы (фатализм и волюнтаризм). Свобода и необходимость в человеческой деятельности; свобода выбора и ответственность. Культура как результат деятельности человека. Широкий и узкий смысл понятия «культура». Материальная и духовная культура. Функции и элементы культуры. Формы культуры: народная, элитарная массовая культура. Разновидности культуры: доминирующая культура, субкультура, контркультура.
Занятие 4.
Компоненты культуры. Наука как специфическая сфера деятельности. Функции науки как социального института. Свойства научного знания. Методы и приёмы научного познания. Естественные и социо-гуманитарные дисциплины. Образование как социальный институт, его цели и задачи в информационном обществе. Принципы современного образования: гуманизация, гуманитаризация. Ступени образования, система высшего образования в России. Религия как компонент культуры. Мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная функции религии. Национальные и мировые религии. Искусство как компонент культуры: его когнитивная, семиотическая, экспрессивная, коммуникативная функции. Художественный образ; характеристика творческой деятельности. Виды искусства: пространственные и временные, изобразительные и выразительные.
Занятие 5.
Общественные и экономические блага. Экономика как хозяйственная деятельность человека и экономическая наука. Проблема ограниченности в экономике. Рациональное экономическое поведение и теория полезности. Факторы (средства) производства и факторные доходы. Основные вопросы экономики: что производить? как производить? кто будет потреблять? Экономические системы: традиционная, командная, рыночная, смешанная. Понятие рынка, виды рынков. Рыночный механизм: закон спроса и закон предложения, равновесная цена и равновесное количество. Неценовые факторы спроса и предложения.
Занятие 6.
Виды издержек и прибыли. Интенсивный и экстенсивный рост производства. Внешние источники финансирования бизнеса: продажа акций, кредитование, инвестиции, дотации государства. Ценные бумаги: их виды и признаки; фондовая биржа. Капиталистический рост в рыночной экономике, циклы деловой активности. Макроэкономический показатель ВВП. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда, причины и виды безработицы.
Занятие 7.
«Провалы» (несовершенства) рынка. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет: доходные и расходные статьи. Банковская система РФ: функции Центрального банка, деятельность коммерческих банков. Налоги: понятие и классификация налогов. Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная. Пропорциональная и прогрессивные шкалы налогообложения. Экономическая политика государства: фискальные и монетарные методы госрегулирования экономики. Экономика глобального общества: международное разделение труда и глобальное экономическое неравенство.
Занятие 8.
Социальная неравенство. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Неравенство в современном обществе: «белые воротнички» и «синие воротнички». Социальная мобильность, её виды (вертикальная и горизонтальная) и формы (индивидуальная и групповая). Социальные группы как элементы общественной структуры. Большие социальные группы (общности): статистические, референтные, статусные, массовидные, поселенческие, «меньшинства». Особенности малых социальных групп, их роль в обществе.
Занятие 9.
Молодёжь как статистическая и как референтная социальная группа. Молодёжная субкультура. Социальные, мировоззренческие и поведенческие особенности молодёжи. Этнические общности: племя, народность, нация. Этническое сознание. Формы национализма: патриотизм, ксенофобия, шовинизм, фашизм. Межнациональные отношения и этносоциальные конфликты. Этническая ассимиляция и этническое поглощение. Основы национальной политики в РФ: конституционные положения. Семья как малая группа: функции института семьи и брака. Типы семей.
Занятие 10.
Социальная роль, базовые роли человека в обществе. Первичная и вторичная социализация индивида, её агенты: личности, группы, соц. институты. Нормативная регуляция поведения человека в обществе: виды социальных норм, механизмы их поддержания. Позитивное и негативное отклоняющееся поведение: нонконформизм, девиантное, аддиктивное, делинквентное поведение. Социальный контроль: формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции. Социальный конфликт и его виды. Деструктивные и конструктивные последствия конфликтов для общества. Пути разрешения соц. конфликтов.
Занятие 11.
Природа и виды власти в обществе: экономическая, политическая, информационная, духовная и проч. Особенности политической власти. Политические отношения, их субъекты. Политическое лидерство; типы лидеров по способу легитимации власти (традиционный, харизматический, легальный). Общественные объединения: движения и политические партии, их цели и методы. Классификация партий. Политическое сознание и интересы. Характеристика основных идеологий. Роль СМИ в формировании общественного политического сознания.
Занятие 12.
Политическая система открытого и закрытого типа. Компоненты политической системы: институциональный, нормативный, коммуникативный, культурный, функциональный. Политический процесс, его ключевые фазы. Государство как основной политический субъект. Признаки государства. Внешние и внутренние функции государства. Форма государства: политический режим, форма правления, административно-территориальное устройство. Особенности различных политических режимов.
Занятие 13.
Ценности демократии. Признаки демократического политического режима: политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, социальное государство. Институты прямой и представительной демократии в России. Народовластие и формы его осуществления. Политическое участие. Принципы демократических выборов. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Правовой режим и этапы избирательной кампании в РФ. Система органов государственной власти в РФ: предметы ведения федеральных и региональных уровней гос. власти, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Полномочия Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.
Занятие 14.
Право как особый вид социальных норм. Источники (формы) права: нормативно-правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовой договор. Понятие юридической силы. Система российского права: Конституция, ФКЗ, ФЗ, ПНПА (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции ведомственных органов), нормативно-правовые акты субъектов РФ. Законотворческий процесс в РФ. Правоохранительные органы РФ (Прокуратура, СК, ФСБ, МВД, ФСКН, МЧС). Судебная система РФ (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный суд РФ).
Занятие 15.
Конституция Российской Федерации как закон, имеющий высшую юридическую силу. Основы конституционного строя РФ. Гражданство: принципы, основания приобретения и прекращения гражданства РФ, множественное гражданство и апартеид. Правовой статус человека и гражданина в РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Занятие 16.
Субъекты гражданских правоотношений. Имущественные и неимущественные права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности: ИП, товарищества, общества, акционерные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы. Трудовой кодекс РФ: порядок приема на работу; трудовой договор, порядок заключения и расторжения. Труд несовершеннолетних. Семейный кодекс: правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор.
Занятие 17.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Стороны гражданского процесса: истец, ответчик. Юридическая ответственность: понятие и виды. Виды и признаки правонарушений: проступки, преступления. Особенности уголовного процесса. Состав преступления. Стороны уголовного судопроизводства: обвинение, защита. Административная юрисдикция: характерные черты и принципы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени: основные документы и положения международного гуманитарного права.
Занятие 18.
Обобщение материала курса: понимание закономерностей развития экономической, политической, социальной и духовной подсистем (сфер жизни) общества и их институтов. Основные направления и тенденции в развитии общества как сложной самоорганизующейся системы.
Занятие 19.
Обобщение материала курса: оперирование типологиями и классификациями, усвоенными в рамках курса. Тренировка умений разграничивать понятия и научные категории. Использование логических приёмов при решении экзаменационных заданий: исключение, метод «от противного», проверка содержимого на противоречия и проч. Поиск социальных противоречий, умение правильно видеть социальные проблемы в заданиях экзамена.
Занятие 20.
Обобщение материала курса: закрепление фактологической и нормативной составляющей курса, контроль понятийной и теоретической базы. Совершенствование навыков анализа неадаптированных текстов, табличной и графической информации. Проверка усвоенных навыков корректного восприятия заданий экзамена и постановки ответа на них. Рационализация подхода к использованию времени экзамена. Индивидуальные консультации учеников.
Основная учебная литература по курсу:
- Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ 2015 по обществознанию.
- Открытый Банк заданий ЕГЭ по обществознанию (http://opengia.ru/subjects/social-11/topics/1).
- Конституция Российской Федерации.
- Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: весь курс - для выпускников и абитуриентов. М.: Эксмо.
- Обществознание: учебное пособие для абитуриентов. - Под ред. Петрунина. М.: КДУ.
- Словарь по обществознанию - Под ред. Петрунина. М.: КДУ.
- Двигалева А. А. Тесты по обществознанию. СПб.: Виктория плюс.
- Арбузкин, А. М. Обществознание: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2011.